December 2023

M T W T F S S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 31

Expand Cut Tags

No cut tags
Thursday, July 4th, 2019 23:34
 

Интересно, что в американском дискурсе о собственной истории закрепилось некое представление, что колонисты боролись против тирании английского Короля, хотя на самом деле Англия была в то время вполне себе конституционной монархией и власть монарха была далеко не абсолютной, да и Король Георг 3-й, правивший страной аж целых 60 лет и ставший первым Королем “объединенного королевства”, как оно нам сегодня известно, не был каким-то особым тираном или властолюбцем.

Так или иначе, если имя Георга III нередко упоминается в американской истории в связи теми событиями, тоLord North мало кто в Америке наверное сходу назовет, кто же возглавлял британское правительство во времена Американской Революции и войны за независимость; а между тем это была довольно примечательная личность, Фредерик Норт, в дальнейшем граф Гилфорд, известный под именем Lord North и нередко упоминаемый политиками в Англии и в наши дни как пример крайне неудачного правления, «человек, который потерял Америку». Он стал 12-м Премьер-Министром (тогда, в 18-м веке, это еще был сравнительно новый пост) и продержался на своем посту по тем временам (да и по нынешним) довольно долго, 12 лет, и в итоге после очередной военной неудачи за океаном был отправлен в отставку Палатой Общин (2-й такой случай в истории). Это именно Норт принимал решение о налогообложении колоний, это именно он крайне неудачно пытался «наказать» жителей Бостона и Массачусетской колонии за их протесты (“Intolerable Acts”), и.т.п.

Есть множество разного рода исследований, как так получилось, что военная операция Великобритании оказалась столь неудачной; упоминают отсутствие единого военного руководства, чрезмерная обремененность Норта разного рода обязанностями и полная его неспособность к принятию решений:

During the American war North bore a triple burden of responsibility: as head of the Treasury Board, leader of the House of Commons, and first minister. “His labours are immense”, wrote Jenkinson to the King on 19 May 1780, “and such as few constitutions could bear.”

The conduct of the American war was a sad display of muddle and divided responsibility. Amherst had control of the army but Germain responsibility for its operations in America; and Sandwich directed naval strategy, usually with little reference to Germain. The war was conducted by departments, ill co-ordinated by the Cabinet; and there was little attempt to relate military objectives to political. In the beginning it was never clear whether war or reconciliation was the policy of the British Government; after 1778 whether it was war against the Bourbon powers or America. Sandwich in September 1779 urged North to ‘take the lead at our councils’, which North could hardly do without devolving some of his minor responsibilities.

Chronic indecision at critical moments was North’s great defect as a minister. “I never could nor can decide between different opinions”, he wrote to the King on 7 May 1778; and Jenkinson on 21 Jan. 1782 described him as “in very low spirits, as he always is at this season of the year, when the time for opening the budget approaches”.

Есть и такое мнение, что Норта прежде всего интересовали внутриполитические события и устойчивость собственного Кабинета; его в равной степени устраивала и чисто военная победа над восставшими колонистами, и компромисс с ними, при котором Английское правительство предоставило бы им фактическую независимость и освобождение от налогов в обмен на формальное сохранения статуса британской колонии. Это вызывало непоследовательность и неуверенность в собственных целях.

Так или иначе, уйдя в вынужденную отставку 20 марта 1782 года, уже через год он вернулся в Правительство, как мы сегодня бы сказали, национального единства, т.е. совместно с «вигами» («либеральной партией» они стали много позже, в 1859 году, а тогда были просто «виги», но уже тогда были настроены анти-монархически), и занял там пост Министра МВД; занимал он его немногим более полугода, но как раз за эти полгода успел поучаствовать в подписании Парижского (Версальского) мирного договора (3 сентября 1783 года), положившего конец войне за независимость США.

Говорят, Король обиделся на Норта за союз с анти-монархистами, и больше он в Правительство не возвращался; но зато в 1790-м году умер его отец и Норт официально стал графом Гилфорд и членом Палаты Лордов; правда, он к тому времени уже почти ослеп и через два года умер сам, в возрасте всего 60 лет.

Такая вот судьба человека, который «потерял Америку». Впрочем Америка Америкой, а Gilford Street в Лондоне есть и поныне.

Reply

This account has disabled anonymous posting.
(will be screened if not validated)
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting