Дискуссия ко вчерашней записи показала, что многие не понимают, чем так провинились социальные сети и почему ситуация принципиально отличается не только от того, что было в до-интернетовскую эпоху, но даже от еще от сравнительно недавних времён.
Поэтому, вероятно, имеет смысл как-то продолжить тему. Сегодня я хочу привести отрывок из недавнего выступления одного из самых известных израильских политиков, в прошлом популярного журналиста, Яира Лапида. Там немало сугубо израильской специфики, но смысл сказанного конечно много шире. Я привожу ниже примерно первую половину; полностью русский перевод можно прочитать здесь, оригинал на иврите и видео здесь.
В государстве Израиль царит несогласие – базовое, тяжелое и удручающее – по трем вопросам: что было, что есть и что должно произойти. Давайте начнем с того, что было. Наша история полностью зависит от того, как ее излагают. У нас нет согласия по поводу нашего прошлого. С 1967 году у нас нет единой истории государства, с который мы были бы согласны.
Результат Шестидневной войны - успех или трагедия? Наш контроль над Иудеей и Самарией – освобождение или оккупация? Война Судного дня разразилась из-за того, что наше правительство было слепым и не увидело воинственных намерений арабского мира, или осталось глухим к мирным предложениям Анвара Садата? Явилось ли создание ПА «трагедией Осло» или наше сотрудничество в сфере безопасности с ПА показывает, что архитекторы Осло были правы? Было ли размежевание – депортацией и изгнанием, или жестоким, но необходимым шагом, потому что нам нечего было искать в Газе?
Почти все ключевые моменты израильской истории стали спорными.
Раскол между правыми и левыми когда-то проходил по вопросу, что надо делать. Сегодня он пролегает по вопросу о том, что было. Не только реальность вызывает споры, но и то, что к ней привело. И внутри спора, что было, зарождается не менее тяжелый спор о том, что происходит сейчас. Израильское общество не в состоянии сегодня сформулировать для себя даже единый набор фактов, который мог бы стать отправной точкой для спора.
Сколько палестинцев живут в Иудее и Самарии? У нас процветание, подобного которому не было прежде, или дефицит и экономический кризис? СМИ – левые, или премьер-министр клевещет на них? Мы переживаем «государственный ренессанс», как утверждает Нетаниягу, или превращаемся в государство апартеида, как говорят левые? Есть ли здесь религиозный диктат, или государство утрачивает свою еврейскую сущность?
Все это могло бы стать вопросами о фактах, на которые можно дать ответы на основе фактов. Но чтобы вести какие-либо дебаты на экономические, социальные или политические темы, мы должны иметь согласованное представление о мире. О ценности денег, уровне бедности, о том, что считать образованием, каковы законы войны… - общепринятые определения. Политические дебаты должны опираться на объективную информацию, предоставленную неполитическими органами. Но сегодня мы оказались в ситуации, когда политики просто отказываются принимать информацию, которая не соответствует их позициям!
( Read more... )