Wow, как круто, послушайте сами:
https://twitter.com/rosscolquhoun/status/1110842549051293696
Мне уже давно кажется, что самая главная проблема Британии с «брекзитом», это не граница в Ирландии, не провальные переговоры с ЕС и не грядущие экономические потрясения. Всё это, дай Бог, Британия выдержит, и не такое выдерживала.
Самая главная проблема, что выход из ЕС, в любой форме, почти с гарантией приведет к потере Шотландии и Северной Ирландии.
Что до Шотландии, они начнут готовиться к референдуму о независимости в ту же секунду, как только Великобритания формально перестанет быть членом ЕС, и я честно говоря не понимаю, что может им помешать. На предыдущем референдуме за независимость в 2014 году один из главных аргументов «против» был «If it ain’t broke, don’t fix it»; зачем ломать то, что и так неплохо работает? Сейчас главный аргумент «за» будет «хотим обратно в Европу». Это совсем, совсем другое дело.
В Северной Ирландии ситуация в каком-то смысле противоположная, они вероятно еще долго будут формально оставаться в составе UK, фактически однако все больше и больше становясь некоей «внешней» территорией ЕС. Уже сейчас, в случае если майские выборы в Европарламент пройдут без Великобритании, в Ирландии будут баллотироваться часть депутатов из Северной Ирландии; некоторые даже предлагают предоставить тамошним жителям право голоса при голосовании за депутатов от Ирландии. До этого дело, наверное, не дойдет, но так или иначе Ирландия формально или неформально берет на себя защиту интересов Северной Ирландии в ЕС, это уже свершившийся факт.
Со временем, кстати, может неожиданно оказаться, что такой промежуточный статус устраивает немногочисленное население Северной Ирландии целиком и полностью, и так уже и останется (примерно как нынешнее соглашение Норвегии с ЕС предполагалось как временный вариант до полного вступления в ЕС, но всем так понравилось, что решили так и оставить); ну или им в какой-то момент надоест, и они формально присоединятся к Ирландии. В отличии от Шотландии, по мирному соглашению 1998 года, у них формально есть право на референдум о воссоединении.
